При покупке подержанной машины один из параметров, на который обращают
внимание в первую очередь – пробег автомобиля. При этом не
стоит слепо доверять показаниям одометра. Во-первых, прежний хозяин
может запросто с помощью обычной дрели “скрутить”
сколько угодно километров, а, во-вторых, даже реальные цифры пробега не
отображают истинного состояния автомобиля. Поэтому при оценке машины
стоит обращать внимание на многое другое, а пробег выраженный в
километрах следует считать неким условным параметром.
Кузов
– самая дорогая часть автомобиля. Признаки его ремонта:
неровные зазоры между деталями (хотя это зачастую встречается и на
новых российских автомобилях), несовпадения плоскостей кузовных
деталей, следы краски в местах, где их не должно быть (уплотнители
стекол и дверей, бамперы, покрышки и диски) – все это должно
навести на мысль о возможной аварии, в которой побывала машина. Стоит
посмотреть также на петли и болты дверей, капота и крышки багажника.
Если на них окажутся царапины, значит, их скорее всего снимали (вопрос:
для чего – не для покраски ли?). Специальная аппаратура
позволяет также оценить возраст автомобиля по степени коррозии кузова.
По оценкам специалистов, коррозия в среднем
“съедает” до 0,1 мм неоцинкованного металла в год.
Зимняя эксплуатация с хранением в теплом гараже может увеличить этот
показатель в несколько раз. На изделиях отечественного автопрома,
учитывая качество заводской антикоррозионной обработки, рыжие пятна
могут проявиться по всему кузову уже через пару лет. Кстати, по пятнам
ржавчины можно найти и место ремонта – там коррозия
проявляется в первую очередь.
Стекла очень
часто также могут дать информацию о том, была ли машина в аварии. В
маркировке почти всегда указана дата изготовления, что можно
сопоставить с годом выпуска автомобиля. Год изготовления стекла
указывается одной цифрой слева от вертикальной линии под логотипом
производителя. Неродные боковые и задние стекла должны дать повод
задуматься о прошлых приключениях автомобиля. На лобовое стекло
внимание обращать не стоит, так как его чаще меняют, например, из-за
царапин или трещин от вылетающих камней из-под колес впереди едущих
автомобилей.
Двигатель
– вторая по стоимости после кузова часть машины. Одной из
главных характеристик его состояния является компрессия. Для
отечественных автомобилей падение компрессии на 1-1,5 кгс/см2
соответствует примерно 80-100 тыс. км пробега. Сизый дым из выхлопной
трубы – верный признак отслуживших не менее 80 тыс. км
уплотнений клапанов. Масло в воздушном фильтре и дым из шланга
вентиляции картера свидетельствуют о том, что машина прошла около 100
тыс. км. То же самое можно сказать, если при минимальной частоте
вращения содержание СО в выхлопных газах заметно меняется, если
отключить вентиляцию картера. Шум подшипников водяного насоса и
генератора – показатель солидного пробега. Правда, на
отечественных автомобилях эти агрегаты могут шуметь даже в начале своей
жизни. Главный показатель износа двигателя – состояние
поршней, цилиндров и клапанов – нельзя выяснить не разбирая
двигатель без специального эндоскопа.
Коробка передач
также подскажет о пробеге не менее 80 тыс. км, если слышен шум
подшипников, наблюдается нечеткая работа синхронизаторов.
Детали подвески
и рулевого управления относительно дешевы, к тому же их часто меняют,
если вовремя не заметят разрыв пыльника, в результате чего внутрь
шарниров попадает грязь, что моментально приводит к их износу. Тем не
менее по наличию новых деталей можно примерно оценить пробег машины.
Так, рулевые наконечники обычно меняют через 30-40 тыс. км пробега,
рулевой механизм – через 100-120 тыс. км.
Тормозная система
может подсказать о пробеге по степени своего износа. Например, передние
тормозные диски на отечественных автомобилях обычно требуют замены к
70-80 тыс. км. Задние колодки служат в среднем 60-80 тыс. км. Кстати,
их состояние несложно определить по работе ручного тормоза. Если при
положенном количестве щелчков его не удается отрегулировать, значит,
износ колодок предельный. Оценка пробега автомобиля по указанным выше
параметрам является примерной и может дать ошибку в 10-20 тыс. км, но
такая погрешность является нормальной.