Почти каждая пятая АЗС в России продает суррогатное топливо. Об этом заявил на пресс-конференции в медиацентре "Российской газеты" глава Росстандарта Алексей Абрамов. Наиболее высокая доля выявленных нарушений среди автозаправок установлена в Приволжском (52%).
АЗС по закону должны иметь контрольные "мерники", куда любой водитель может потребовать залить топливо и таким образом зафиксировать - правильно ли работает соответствующий раздаточный "пистолет". "Как только он увидит, что есть недолив, далее можно отправить жалобу в окружные межтерриториальные управления Росстандарта. И мы уже начнем дальнейшую работу с нарушителем", – сказал Алексей Абрамов.
30–35% случаев нарушений техрегламентов, касающихся работы АЗС, фиксировались всегда, напомнил чиновник. Однако последние проверки показали, что уже 43% АЗС не соответствуют требованиям. Все нарушения, которые они допускают, можно разделить на несколько типов. Первый – недостаточное информирование потребителя (о собственнике бензоколонки, о возможности оплаты с помощью карт и прочее); второй – выдача чеков; третий – качество топлива (наиболее распространено превышение массовой доли серы).
Среди других проблем качества – несоответствие регламенту "температуры вспышки в закрытом тигле" (198 случаев) и "октанового числа" (94). Проверки показывают, что из всех типов проблем пятая часть приходится на нарушение качества топлива, причем это касается и независимых АЗС, и тех, которые принадлежат крупным нефтяным компаниям.
По действующему законодательству, можно закрыть АЗС только в случае повторного нарушения, которое принесло существенный материальный вред потребителю. Поэтому, продолжил глава Росстандарта, "мы предлагаем ввести оборотные штрафы за нарушения – до 15% от годовой выручки".
По его словам, средняя бензоколонка зарабатывает в год до 100 млн руб. и такого рода штрафы будут для нерадивых владельцев хорошим стимулом продавать качественный бензин и солярку и не допускать недолива.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2016 г. будет работать над совершенствованием тарифного регулирования нефтегазовой отрасли, чтобы рост цен на топливо был меньше инфляции.