На заседании межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты Саратовской области рассмотрели законопроект поправок в региональный закон "О порядке перемещения задержанных транспортных средства на спецстоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
Поправки предлагает прокуратура Саратовской области. Старший помощник прокурора Олег Петров сообщил, что сейчас возврат автомобиля осуществляется после того, как уполномоченное лицо полиции приняло решение о прекращении задержания. На практике, получив такое решение, владелец забирает машину и не исполняет обязанности по оплате расходов за перемещение и хранение. При отсутствии добровольной оплаты происходит обращение в суд с иском о возмещении расходов. "По таким заявлениям в судах выносятся решения не в пользу автовладельцев. Но число таких неоплаченных расходов по перемещению исчисляется тысячами. Если всю эту сумму взыскивать – на тысячи возрастает количество судебных дел", – сказал Петров.
Таким образом, предлагается возврат задержанного транспортного средства осуществлять на основании решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства после оплаты расходов на перемещение. В случае недостатка средств на оплату расходов на перемещение и хранение машины собственник, постоянно проживающий за пределом Саратовской области, может предоставить исполнителю письменное обязательство произвести оплату указанных расходов в срок не позднее 30 дней.
"Увели машину на той неделе от Общественной палаты. Их же представители говорят – дуй на стоянку, 4 тысячи и никаких представителей ГАИ", – вмешался общественник Александр Зенкин. "Это нарушение закона, такого быть не должно", – ответил Петров. Между тем, по данным УГИБДД, за 4 мес. в Саратовской области на штрафстоянки было доставлено 10,4 тыс. автомобилей, при этом более 6 тыс. машин были выданы без участия ГИБДД.
Ксения Корнилова заметила, что эвакуировать в первую очередь следует машины, которые мешают, а не те, которые находятся под знаком. "Это действия полиции, которые мы не регулируем абсолютно", – возразил Петров. "Полиция работает на тех участках, которые не особо мешают, но где легко эвакуировать из-под знака", – продолжила Корнилова.
Представитель общества автолюбителей заявил о том, что норма, позволяющая забрать машину приезжим, – это дискриминация местных жителей. С ним согласился представитель ГИБДД, а также председатель комиссии Николай Скворцов: "Получается, к жителям нашей области более жесткие условия надо применять. Второе. Существует большое количество штрафов, которые налагают госструктуры. ГИБДД налагает штраф, но не забирает машину до оплаты штрафа. Получается, что частные компании в форме ООО получают большее преимущество при исполнении своих услуг, чем ГИБДД. Третье - гражданин, не имеющий возможности заплатить за машину, попадает в долговую кабалу. Это как кредит: взял 2 рубля, отдал 100 рублей. Это похоже на рэкет со стороны частных структур, которые мы сейчас пытаемся защитить".
Старший помощник прокурора указал, что мера о преференциях иногородним была предложена для обсуждения. "Что касается рэкета со стороны коммерческих структур, то можно представить, что эти структуры государственные или муниципальные. Тогда неуплата повлечет потери бюджета. Нельзя применять двойные стандарты: если государство – то хорошо, а коммерческая структура – плохо. Ни о каком лоббировании и защите коммерческих структур речи не идет".
Александр Ландо подвел итоги обсуждению, призвав своих коллег мыслить как члены Общественной палаты, а не как автомобилисты: "Если мы закон не примем, завтра никто за машину платить не будет. Скажут – идите в суд!". На это Скворцов предложил коллегам придти к соломонову решению и обсудить все предложения на рабочей группе.