Министерство юстиции сообщило о начале работы над неожиданной инициативой: хронических должников разрешат уплотнять в единственном жилье. Если выяснится, что квартира неплательщика слишком велика, ее разделят. Человеку и его семье оставят столько квадратных метров, сколько нужно. Остальное пойдет на погашение долгов.
Как сообщает ведомство, соответствующие правки предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс, Семейный кодекс и закон "Об исполнительном производстве".
"В настоящее время происходят нарушения прав кредиторов (взыскателей), - поясняют в минюсте, - поскольку установлен запрет на обращение взыскания на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением. Сложилась непростая ситуация с задолженностями по уплате алиментов, а также нарушаются права несовершеннолетних детей на обеспечение их жилыми помещениями при разводе родителей".
У кредиторов должна появиться возможность получить свои деньги, когда по своим характеристикам единственное жилье должника превышает "уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище". Одновременно необходимо предусмотреть гарантии сохранения жилищных условий, необходимых для нормального существования.
Многие правоведы поддерживают идею. Однако возникает масса вопросов. Кто и как будет оценивать, есть у человека излишки квадратных метров или нет?"Теоретически, у человека могут выделить долю в квартире, потом ее продать, и квартира станет по сути коммуналкой, - говорит адвокат Сергей Ковалев. - Другой вариант: квартира может быть продана целиком. Человеку купят меньшую квартиру, а часть средств пойдет на погашение долгов, но это сложная процедура, и здесь масса возможностей для злоупотреблений".По его мнению, предлагаемая норма все-таки может нарушить конституционное право граждан на жилище, так как возникают большие риски.
Напомним, что сегодня можно арестовывать единственное жилье должников, но нельзя продавать. То есть арест получается психологической мерой. По мнению сторонников идеи, теперь разумно сделать следующий шаг и позволить отрезать лишние квадратные метры.
"Критики забывают, что такова правовая позиция Конституционного суда, - говорит один из экспертов. - Мне кажется, весь вопрос в процедуре, и если грамотно ее прописать, то норма принесет пользу". Об этом сообщает "Российская газета".