Рабочая группа по защите прав автомобилистов и других участников дорожного движения инициирует заседание совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека из-за протестов дальнобойщиков.
По мнению членов группы, "массовые коллективные действия владельцев большегрузных автомобилей, охватившие десятки регионов России, общее ухудшение состояния отрасли грузоперевозок являются результатом недостаточно продуманных мер, осуществляемых правительством и отраслевыми ведомствами. Представляется, что в условиях текущей экономической ситуации введение, а затем и повышение покилометровой платы за передвижение грузовиков массой свыше 12 т. по федеральным трассам (в рамках системы "Платон") является необоснованным обременением малого и среднего бизнеса в сфере грузоперевозок.
Негативный эффект от этой меры усугубляется рядом других условий, затрудняющих нормальное развитие отрасли: проблемами, связанными с весогабаритным контролем перевозчиков, неадекватными штрафными санкциями, и иными негативными явлениями. Кризис сектора грузоперевозок оборачивается тяжелыми последствиями и для трудовых отношений, приводит к снижению доходов и социальной защищенности наемных работников.
Полагаем, что эти проблемы, как и события, связанные с протестными акциями перевозчиков, должны быть предметом серьезного внимания со стороны средств массовой информации. Федеральные телеканалы, избегающие любых упоминаний об акциях протеста, по сути дела, игнорируют справедливые требования тысяч людей, бедственное положение, в котором оказались многие из них. Следует напомнить и о том, что согласно ст.51 ФЗ "О СМИ" не допускается использование прав журналиста для сокрытия общественно значимых сведений.
В Рекомендациях Совета от 2 декабря 2015 г. говорилось о том, что "содержащиеся в Президентских посланиях 2014 и 2015 годов требования не повышать нагрузку на бизнес, не вводить новые налоги и сборы, а, напротив, обеспечить простор для предпринимательской активности, должны стать дорожной картой для парламента и правительства". Указывалось также на "высокую вероятность негативных социально-экономических последствий введения нового сбора: разорение большой части индивидуальных автоперевозчиков, рост цен на товары и услуги из-за роста транспортно-логистической составляющей и т.д.". К сожалению, все эти предположения, по сути дела, подтвердились.
Рабочая группа совета полагает, что государство должно выполнять взятые на себя обязательства не повышать нагрузку на бизнес. Напротив, необходимо обеспечивать максимально благоприятные условия для предпринимателей. Представляется целесообразным проведение в ближайшее время специального заседания совета по проблемам разрешения конфликта в сфере грузоперевозок. Важно, чтобы оно создало бы дополнительную площадку для переговоров представителей отраслевых ведомств (минтранса, Росавтодора) и организаций перевозчиков ("Объединения перевозчиков России", Ассоциации "Дальнобойщик", профессиональных союзов). Все наболевшие проблемы необходимо решать в духе сотрудничества и социального партнерства с учетом положения экономически более слабых участников экономических отношений. Любые решения в данной ситуации должны быть предметом согласований и переговорного процесса".