Минтранс разработал новый порядок пассажирских перевозок на автомотранспорте, который должен радикально изменить существующее положение дел. Перевозчикам предложено либо легализоваться и повысить безопасность пассажиров, либо уйти с рынка.
Теперь все регулярные автобусные перевозки пассажиров будут осуществляться по расписанию. "Дикие", так называемые заказные рейсы, будут запрещены с полуночи до 6 утра, пояснил "РГ" замминистра транспорта Николай Лямов. На такие меры минтранс намерен пойти, чтобы навести порядок на заказных маршрутах, которых в России сейчас больше, чем регулярных. Те, кто собирается возить людей на заказных автобусах, должен будет уведомить по электронной почте Ространснадзор и получить от службы добро на перевозку, также в электронном виде. Уклонившись от маршрута, указанного в электронном документе, перевозчик рискует получить штраф.
В ближайшее время будут внесены поправки в Правила дорожного движения, которые коснутся автобусов и грузовиков дальнего следования. Владельцы обязаны оснастить их тахографами - устройствами, которые записывают все данные о движении, в том числе и ночью, поскольку многие водители "диких" маршрутов не соблюдают правила труда и отдыха. По словам замминистра, в прошлом году из 22-х происшествий с особо тяжкими последствиями свыше половины произошли из-за усталости водителей.
Запрет на ночные договорные рейсы вызвал резкое недовольство перевозчиков. Они автоматически лишаются выгодных "длинных" маршрутов, которые, как правило, длятся сутки и более. Теперь придется останавливаться на ночь. С одного автобуса за поездку в обе стороны доход в среднем составляет около 100 тыс. руб, на коротких - 500-600 тыс. за мес. Эксперты минтранса надеются, что новые правила заставят перевозчиков выйти из тени и легализоваться на регулярных рейсах. Они обязаны будут регистрировать пассажиров и соблюдать все требования регулярных перевозок.
Предполагается внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволяют штрафовать предприятия не на 30, а на 300 тыс. руб. Это коснется и тех нарушителей, которые работают на регулярных маршрутах. Пока же ответственность в случае ДТП несет только водитель по Уголовному кодексу. Перевозчик, который не создал нормальных условий для работы водителя, остается в тени, констатировал Лямов. Если и удается его привлечь к административной ответственности, то суммы штрафов небольшие.
В правилах по перевозке пассажиров пропишут и требования к продаже билетов. Сегодня пассажир, покупая билет, указывает только фамилию, имя и отчество. Но скоро его обяжут предоставлять паспортные данные. А при покупке билета для ребенка - номер свидетельства о рождении. Через год планируется создать единую базу данных пассажиров, путешествующих на междугородних и международных маршрутах. Необходимо сделать единое расписание для всей России, подчеркнул Лямов. Причем цивилизованные перевозчики выступают за такую централизацию.
Маршруткам запрещено перевозить пассажиров более чем на 50 км.
Готовится проект закона "Об основах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам", поделился планами Николай Лямов. Чтобы поправить ситуацию в муниципалитетах, планируется прописать требования к маршрутной сети, обслуживанию пассажиров, подвижному составу на федеральном уровне, порядок допуска на маршрут.
Проходит согласование проекта федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам". Он регламентирует отношения между регионами по перевозкам пассажиров (субъекты не пускают на свою территорию перевозчиков из соседнего региона). Минтранс намерен с помощью закона отрегулировать схему согласования маршрутов между регионами и определить их структуру.