Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов сообщил, что в министерстве собралось немало обращений с просьбой продлить антикризисную программу утилизации автомобилей, которая завершилась в 2011 г.
Напомним, что за старое авто его владелец получал сертификат на 50 тыс. руб., чтобы использовать для покупки новой машины. "Если правительство увидит потребность в мерах поддержки, мы не против. Технически для продления программы препятствий нет", - сказал чиновник.
При сданных в утиль старых машин и выписанных свидетельств на 601 тыс. новых авто продано 599 945 машин. То есть программа исполнена на 99,9%. При этом обладателями авто по выписанным свидетельствам пока не стали граждане, сдавшие свои авто в последнюю неделю декабря 2011 г. Не получили их и те, кто не дожил до покупки или, например, ушел по призыву в армию. Это примерно 1,4 тыс. Их, как пообещал Рахманов, дилеры продадут. И приобрести их смогут, в первую очередь, наследники умерших граждан. А вот свидетельства, которые некоторые граждане, сдавая свои машины, приобретали "на всякий случай", перепродать не удастся.
По словам Рахманова, половина участников программы льготной утилизации покупали самые дешевые старые модели "АвтоВАЗа". С этого года, как подчеркнул главный куратор российского автопрома, на предприятии начинается "плавный уход" от старых моделей и запуск новых, тоже рассчитанных на массового потребителя.
Через 8 лет в России ежегодно должны выпускать по 3,3 млн авто, то есть по 363-380 на 1 тыс. жителей.
Стимулирование объемов выпуска автомобилей и обновление автомобильного парка в министерстве сегодня считают главной темой российского авторынка-2012. Рахманов сообщил, что в прошлом году впервые за последнюю трехлетку автопром, включая иностранные бренды, произвел более 2 млн автомобилей. И напомнил, что к 2020 г. по планам правительства их ежегодно должно выпускаться 3,3 млн. Но это случится при условии, если темпы обновления автопарка будут не ниже 6% в год (сейчас - 3,3%). В Западной Европе на 1 тыс. чел. приходится по 600-700 авто.
Чиновник сказал, что надо отстаивать необходимость трансформации транспортного налога и внедрять в него экологическую составляющую, поскольку это принципиально важно для защиты рынка от техники низкого качества азиатских авто. Но на решение проблемы, по его мнению, уйдет 4-5 лет.
Рахманов сообщил, что минпромторг подготовил концепцию по утилизации автотранспорта в стране, с которой согласилось министерство природных ресурсов. Дебаты с министерствами финансов и экономразвития продолжаются. Камнем преткновения является идея создания так называемого утилизационного фонда, в который будут направлять штрафы за нарушение экологического законодательства. По Бюджетному кодексу создание таких фондов запрещено, поэтому вопрос остается открытым.
Что касается присоединения России к ВТО и возможного снижения цен на авто, то, по словам Рахманова, сокращение ввозной пошлины на 5% "погоды не сделает". Сегодня средняя цена машины иностранного производства дошла в России до 23,5 тыс. долл. Директор департамента добавил, что на нашем рынке четко прослеживаются тенденции по размыванию монополистического фона. И это залог развития конкуренции, которая и будет регулировать цены, сообщает "РГ".